@ARTICLE{26543118_223981683_2018, author = {В. Г. Ананьев and М. Д. Бухарин}, keywords = {, высшее образование, преподавание, археология, история искусств, учебные планы, образовательные дискуссииреформы высшего образования}, title = {
История искусства и археология в образовательном пространстве революционной России: два неизвестных проекта 1917 г.
}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {3}, pages = {268-286}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2018--3/223981683.html}, publisher = {}, abstract = {Ананьев Виталий Геннадьевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: v.ananev@spbu.ruБухарин Михаил Дмитриевич — член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. E-mail: michabucha@gmail.comАнализируются два проекта, составленные весной 1917 г. и связанные с реформой высшего гуманитарного образования в России. Они были посвящены организации преподавания всеобщей истории искусств и археологии в Петроградском университете и технических вузах. В представленных документах нашел отражение длительный процесс размежевания целого ряда дисциплин (классической филологии, истории искусства, археологии) и формирования собственного исследовательского и преподавательского поля каждой из них. Публикуются письмо выдающегося отечественного антиковеда С. А. Жебелева ученому секретарю Института истории искусств В. Н. Ракинту и записка авторитетного химика, знатока истории Санкт-Петербурга В. Я. Курбатова «О преподавании истории искусства в высших технических учебных заведениях» из фондов ЦГАЛИ СПб. Эти документы расширяют наши представления об истории реформирования высшей школы России в 1917-1922 гг., об окончательном размежевании истории искусств и археологии не только как академических дисциплин, но и как образовательных направлений. Письмо Жебелева и записка Курбатова характеризуют атмосферу в российской педагогической среде 1917-1922 гг., когда были возможны масштабные и эффективные реформы высшей школы. Некоторые из положений, высказанных в ходе анализируемой дискуссии и реализованных при формировании факультета общественных наук Петроградского университета, актуальны и в наши дни: акцент на практическое применение полученных знаний, полидисциплинарный подход в образовательном процессе.}, annote = {Ананьев Виталий Геннадьевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: v.ananev@spbu.ruБухарин Михаил Дмитриевич — член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. E-mail: michabucha@gmail.comАнализируются два проекта, составленные весной 1917 г. и связанные с реформой высшего гуманитарного образования в России. Они были посвящены организации преподавания всеобщей истории искусств и археологии в Петроградском университете и технических вузах. В представленных документах нашел отражение длительный процесс размежевания целого ряда дисциплин (классической филологии, истории искусства, археологии) и формирования собственного исследовательского и преподавательского поля каждой из них. Публикуются письмо выдающегося отечественного антиковеда С. А. Жебелева ученому секретарю Института истории искусств В. Н. Ракинту и записка авторитетного химика, знатока истории Санкт-Петербурга В. Я. Курбатова «О преподавании истории искусства в высших технических учебных заведениях» из фондов ЦГАЛИ СПб. Эти документы расширяют наши представления об истории реформирования высшей школы России в 1917-1922 гг., об окончательном размежевании истории искусств и археологии не только как академических дисциплин, но и как образовательных направлений. Письмо Жебелева и записка Курбатова характеризуют атмосферу в российской педагогической среде 1917-1922 гг., когда были возможны масштабные и эффективные реформы высшей школы. Некоторые из положений, высказанных в ходе анализируемой дискуссии и реализованных при формировании факультета общественных наук Петроградского университета, актуальны и в наши дни: акцент на практическое применение полученных знаний, полидисциплинарный подход в образовательном процессе.} }